Игра для ребёнка - блажь или необходимость?

Детский психолог

 

 

Игра  для ребёнка - блажь или необходимость?

Зачем же нужны занятия с психологом, если там в основном играют

 Все статьи написаны профессионалами центра развития Ирины Поддубной с учетом ваших запросов в яндексе. Никакая часть данной статьи не может быть воспроизведена в какой-либо форме без письменного разрешения владельца авторских прав.

Игра - вид деятельности, участвуя в котором ребенок максимально развивается. Именно в игре у ребенка формируются все самые важные для жизни психические функции и навыки, первично проявляются его способности. В игре ребенок может стать более внимательным, улучшить свою память, развить мышление, научиться взаимодействовать, становится увереннее и активнее. Это поможет ребенку в школьном обучении, где количество требований к нему и необходимых умений будет возрастать с каждым учебным годом. А также стать востребованным профессионалом и успешной реализованной личностью помогут приобретенные навыки познавательных процессов. Таким образом, родители и педагоги знающие о таком приятном и полезном способе развития, как игра могут стать союзниками для детей в их становлении на протяжении всей жизни. Стоит лишь помнить о там, что далеко не каждая на первый взгляд полезная игра таковой является на самом деле. В данной статье мы подробнее остановимся на том, когда же нужно играть с ребенком и главное, какие вспомогательные материалы могут нам в этом помочь.

 

Когда  начинать играть с ребёнком?

 

Уже с 1 года жизни ребенок может вовлекаться в игру значимым для него взрослым. На каждом возрастном этапе ребенку нужна разная игра.

Младенчество (от рождения - 1 года) - уже на таком раннем этапе родители могут быть инициаторами первых тактильных игр с малышом: «идет коза рогатая», прятаться и искать (ку-ку), изучать ритмы с помощью погремушек, развивать захват ребенка в бытовых условиях и зрительное восприятие с помощью мобиля, что непременно необходимо ребенку для разнообразного сенсомоторного опыта, изучения неспецифических свойств предметов окружающего мира (вес, материал, шум, цвет, вкус).

 

 Такие простые манипуляции помогут ребенку развивать зрительно-моторную координацию и покажут ему первый результат его действий (если погремушку трясти, то она шумит, если сложить пальчики определенным образом, то получится удержать погремушку и погреметь ей).

 

Раннее детство (1-3 года) - для малыша постарше актуальными являются  манипуляции с предметами - вкладыши, пирамидки, сортеры, каталки, неваляшки, музыкальные игрушки. Манипулируя различными предметами, взрослый может стать отличным союзником для ребенка в игре, что будет способствовать развитию речи ребенка и установлению тесного положительно эмоционального контакта, а главное — взрослый передаст опыт взаимодействия с бытовыми предметами.

Так ребенок продолжает познавать  окружающий мир, соотносить размеры, узнавать формы, развивать ловкость своих пальчиков, осваивать функции привычных для нас бытовых предметов – ложки, расчески и других. Окружающая его среда становится все более понятной и интересной. Игрушки и  игры должны быть полезными.

В нашем центре развития на занятиях с психологом всегда используют качественные, подходящие по возрасту и интересные для малышей развивающие игрушки, артикуляционные и пальчиковые гимнастики и многое другое.  Таким образом, занятия с психологом становятся увлекательным процессом развития вашего малыша в целом, а также стимулируют первые долгожданные слова ребенка, и помогают успешно освоить использование ложки, одежды, расчески, кружки и все остальные социальные и бытовые навыки.

 

Дошкольный возраст (3-6 лет) - в этом возрасте ребенку становится интересной и доступной сюжетно-ролевая игра. Играя в доктора, повара, продавца или дочки- матери  малыш осваивает функцию общения, учится договариваться, берет на себя роль и действует в соответствии с ней. Развивает воображение и учится произвольной концентрации внимания и регуляции своих действий. В такой игре ребенок может безопасно и эффективно выплеснуть свои страхи, переживания, огорчения. В игре он может  пробовать действовать по-другому, ведь это "понарошку".

 

Занятия с психологом в этом возрасте часто направлены на то, чтобы создать для ребенка безопасную комфортную окружающую среду,  где маленький человек сможет осваивать взрослые роли, познавать себя и пробовать выстраивать диалог, формировать свою точку зрения, а специалист и подобранные наборы посуды, куклы, разнообразные фрукты и овощи, инструменты, транспорт, игровая одежда станут прекрасным дополнением к развитию его воображения и творческого мышления.          

 

Ближе к 5 годам у ребенка появляется осознанный интерес к продуктивной деятельности, которая может и должна органично вплетаться в игру. Продуктивная деятельность станет отличным началом для развития исследовательского интереса ребенка, играя с весами, лупой, калейдоскопом, подзорной трубой, песочными часами дошкольник узнает природу окружающих его объектов и отношения между ними (устанавливает, что круглый предмет покатится с наклонной поверхности, или что деревянная прищепка не утонет в воде).  Именно на этом этапе закладывается познавательный интерес и формируется мотивация, что позже очень пригодится в школе. В этом возрасте обычно родители становятся свидетелями постоянных вопросов: А почему дождь идет? А зачем нужно время?..

 

Психологи как никто другой на своих занятиях стремятся использовать множество различного сенсорного материала (крупы, песок, вода, природные материалы, лизуны, разные тактильные поверхности, ведь никогда нельзя точно знать, что понадобится в этот раз маленькому экспериментатору). Чем больше экспериментов проведет ребенок под надзором взрослого, тем меньше фантазий останется для реализации их там, где нежелательно и опасно.

 

Младший школьный возраст (7- 10 лет) - ребенку становятся интересны игры по правилам и все возможные настольные игры, которые развивают целеустремленность, умение действовать исходя из условий, умение договариваться, планировать и видеть результат своих действий.

 

Дети такого возраста в центре развития могут найти себе занятия по душе, а именно записаться на игротеку, где в рамках занятия психологи центра знакомят детей с  современными, развивающими настольными и подвижными играми: «Крокодил», «Котосовы», «Дубль», «Мемори», «Лото», «Пингвин на льдине», «Катамино» и многими другими с целью организации интересного и полезного досуга школьников, а также создания круга единомышленников, где ребенок с легкостью сможет найти себе друга и развить коммуникативные навыки.

Мы не забыли и о подвижных играх: «Вышибалы», «Дартс», «Просто - хлопок», «Жмурки», которые все так любили в своем детстве. Сотрудники центра бережно сохраняют традиции и способствуют развитию ловкости, скорости реакции и активности на смену играм на гаджетах и зависанию в интернет сообществах. Такие игры это отличная возможность развивать коммуникативные способности, умение действовать в команде, нестандартно подходить к решению задач, что в современном обществе является одними из главных критериев успешности человека.

 

Психологи на занятиях в центре, применяя нейропсихологические знания (занятия по нейрокоррекции и нейропсихологическое обследование) обязательно используют игры, направленные на развитие, выявленных на  диагностике слабых механизмов головного мозга, что позволяет эффективно осуществлять коррекцию, превратить проводимое с ребенком время в увлечение и замотивировать ученика на достижение лучших результатов. Ведь мы всегда помним, что игра для ребенка – лучший вид деятельности, способный оказывать плодотворное влияние на развитие усидчивости, зрительного и слухового восприятия, графических навыков, пространственного восприятия, что выступает основными факторами задействованными в учебе. Нейропсихологи центра знают, что играя, ребенок может стать успешнее в школе.

 

 

Есть несколько важных преимуществ игр именно с психологом, в нашем центре развития!

 

1.Мы имеем огромный ассортимент игр, уникальных, дорогих и рассчитанных на любой возраст. Многие игры мы заказываем из других стран, которые невозможно найти на полках детских магазинов. Некоторые игры выпускались в ограниченном количестве или уже сняты с производства, таких уже не найти нигде. Ну и главный принцип- мы щедро пополняем наши игровые коллекции. Купить всё это разнообразие к себе домой, для своего ребёнка, может позволить себе не каждый, также, как и найти пространство для хранения такого большого количества игр.

 

2. Дети быстро осваивают игру, вырастают из неё. То есть, каждая игра пригодится вам на очень короткий промежуток времени, дальше нужно искать более сложные версии. К этому мы всегда готовы, освоили-пошли на более сложные игры.

 

3. Изучение каждой инструкции и разъяснение правил ребёнку не всегда даётся родителям легко. В итоге вместо игры вечером после работы долгое и нервное изучение правил, обучение ребёнка и отсутствующее настроение у всех членов игры. Мотивация в таких случаях угасает и желания у ребёнка играть отсутствует. Наши специалисты каждую игру отрабатывают на себе, знают как легко и понятно обьяснить правила и легко увлечь в игровой процесс. Экономия времени и родительских нервов.

 

4. Родители часто нарушают правила, лишь бы не обидеть ребёнка. В играх очень важен самоконтроль, стратегия, выдержка, умение экологично выразить свои эмоции и правильно отреагировать на выигрыш/проигрыш. Как показывает практика, родители дома готовы облегчать правила и идти навстречу к ребёнку, лишь бы он не огорчался. Также родители поддаются и отдают победу ребёнку. Стоит ли говорить чем это может обернутся в социуме?

 

5. Играя с нами, Ваши дети точно будут соблюдать все правила, учиться выражать свои эмоции, достойно реагировать на выигрыш и проигрыш, а также поймут границы другого человека и его эмоции, улучшат коммуникативные навыки. Ведь во многих играх нужно действовать сообща, в команде, что очень пригождается в реальной жизни.

 

6. За одно занятие мы успеваем освоить от 3 до 5 игр, это способствует качественному переключению внимания! Каждый наш маленький клиент ценит время занятия и старается себя дисциплинировать, чтобы успеть поиграть как можно в большее количество игр. Так мы учимся договариваться и ориентироваться во времени.

 

Детки с удовольствием бегут на наши занятия, зная, что сегодня мы приготовили что-то новое, интересное и сложное! Им нравится изучать игры и общаться с психологом, ведь в этом общении мы успеваем многое обсудить и даже что-то проработать. Чего родители не смогут сделать в домашних условиях. Специалисты  детского центра  в рамках своих занятий учитывают возрастную потребность наших маленьких клиентов в игре и готовы стать для малыша проводников в увлекательный мир игр, где можно быстро и с удовольствием не только научиться побеждать, но и стать разносторонней личностью ????

 

Играйте и развивайтесь вместе с нами :)

 

Авторы статьи: Скурихина Маргарита, Александра Поддубная.