Групповые или индивидуальные занятия с логопедом?
Статистика показывает, что проблемы с произношением, формулированием предложений, построению речи и письмом в дошкольном возрасте испытывает каждый третий ребенок. У одних причинами отклонений в речевом развитии являются приобретенные или врожденные заболевания, а у других – недостаточное количество проведенных с ними занятий. Поэтому каждого дошкольника рекомендуют в обязательном порядке показать детскому логопеду. Но какой формат встречи выбрать: индивидуальные или групповые уроки?
Групповые встречи: за и против
Распространенным вариантом работы со специалистом, который предлагает родителям любой логопедический центр, считаются групповые занятия. Преимуществом этих встреч считается комплексная работа с ребятами. Вместе они могут не только выполнять монотонные упражнения, но и в игровой форме осваивать речевые навыки. В результате снижается общая утомляемость детей, улучшается их память, ребенок сознательно подходит к освоению терминов «дружба», «взаимовыручка».Существует также ошибочное мнение, что ребенок может перенять ошибки соседа. Но посещая кабинет логопеда, который педагогически правильно построил занятие, у детей, наоборот, за месяц решаются и свои проблемы с произношением, и исключается вероятность появления так называемых приобретенных ошибок.
Когда же рекомендуется заниматься с логопедом в группах?
- ребенок редко совершает ошибки в произношении менее 3 звуков;
- малыш сознательно или бессознательно нарушает структуру слогов (меняет их местами, убирает «лишние» слога, сокращая слово, делая ее удобным для произношения;
- дошкольник не умеет строить грамотно предложения, не знает, как составить мини-рассказ или дать развернутый ответ на простой вопрос.
Индивидуальный подход поможет в сложных ситуациях!
Все вышеуказанные отклонения в детском речевом развитии можно устранить при посещении групповых уроков. Но есть и список ошибок, исправить которые при массовых посещениях нет возможности. В частности, на индивидуальное логопедическое занятие приглашаются дети:
- у которых отмечаются дефекты в развитии, одновременно и звукового произношения, и фонематического слуха;
- с врожденными заболеваниями речевого аппарата или нервной системы, когда важна помощь и логопеда, и дефектолога, и психолога, и педагога;
- не имеющие опыта общения в группах: ребята плохо проходят адаптационный период, сложно переживают любые изменения в жизни.
Кроме того, любая первая консультация логопеда должна проводиться в индивидуальном порядке, чтобы правильно диагностировать причины нарушений в развития малыша и определить комплекс упражнений для их устранения. Стоят подобные занятия гораздо дороже, нежели работа в группах, но результат будет максимально эффективным из-за проведения целенаправленных и специально подобранных для малыша упражнений. Иными словами, выбор групповых или индивидуальных встреч с логопедом будет зависеть от состояния ребенка, его готовности к работе, специфики дефектов в его речи.