Свобода и воспитание
Свобода, её сейчас настолько много в воспитании, что я начинаю побаиваться вырастающее поколение.
Моё поколение, поколение родителей и бабушек воспитывали совсем иначе, да, условия были другие, времена другие.
При этом тогда давали ответственность, давали понять причинно-следственные связи, давали нагрузку физическую и моральную. Выбора не предоставляли. Все понимали что значит отвечать за свои поступки!
В позиции ребёнка это было жестоко, я помню как злилась на мамины поручения и задания, помню как не хотела есть еду, которую мне готовили, не хотела садик, в школу, на хореографию, делать домашнее задание.
Мытьё посуды, вынос мусора и пылесос были полностью в моем распоряжении, порядок на моей территории, забота о своём внешнем виде и ранняя готовка еды-великие страдания, как мне казалось. Сейчас я благодарна каждому родительскому решению, даже домашним арестам в подростковом периоде! Ведь дай мне тогда свободу, маленькому беспечному человеку, с отсутствующим инстинктом сохранения и ветром в голове, то наломала бы дров, испортила себе жизнь. Сейчас я это понимаю.
Родители не были зверьми и тем более врагами мне, они готовили меня к настоящей жизни и показывали реальность, не создавая иллюзий и сверхбезопасности.
Сейчас я наблюдаю за детьми, уже достаточно долго, на моих глазах вырастает не одно поколение, знания и наблюдательность привели вот к каким размышлениям.
Сначала я вижу родителей, которые боятся нанести своему ребёнку психическую травму, настолько боятся, как строгого начальника, иногда даже взгляда боятся. Создают совершенные, идеальные условия, в которых ребёнок свободен и имеет право выбора уже с самых пелёнок, имеет право самовыражения, его уже считают полноценной личностью. Злится, пусть выражает эмоции!
Вы простите меня, но я считаю, что личностью надо стать, личностью не рождаются, личность закаляется по ходу жизни. А пока, маленький ребёнок-индивид!
Далее наблюдаю проблемы «Не хочет есть! Не хочет носить одежду! Не хочет общения с другими! Не хочет садик! Не хочет школу!», а поведение родителей и ребёнка уже закрепилось и изменить ситуацию ну никак не могут. И вот, ходит ребёнок и питается непойми чем, ходит в непонятно чём- это свобода?
(Возникает образ человека без постоянного места жительства, такого гражданина Мира). А за счёт чего должно происходить формирование и развитие тела, костей и мозга, за счёт сладостей и сухариков, тортиков? А энергия у ребёнка на учебу откуда возьмётся? Где силы?
С выбором одежды тоже беда, приходят на занятия ко мне, а зуб на зуб не попадает, ноги мокрые насквозь, щиколотки голые, какие там почки и здоровье? Зато выбрал наряд себе, комфортно ему!
Далее начинаются проблемы с учебой, такого количества детей незамотивированных я никогда не встречала раньше и их количество с каждым годом увеличивается. Сейчас каждая вторая Консультация- Sos, крики о помощи со стороны родителей.
Из разговора с ребёнком выясняются смешные оправдания «Не успевает поиграть в компьютер. Не нравятся одноклассники, они скучные. Не интересно. Не нравится учитель. Ему эти знания не нужны в будущем», а иногда и назло родителям, за то, что не исполнили желание. И говорят повзрослевшие дети уже не по-детски мило, часто проскакивают фразы «Пускай поволнуется! Я им такое устрою! (И кулак показывает) Ну вот ты оградила меня от компьютера, а оценки ещё хуже стали, значит неправильное решение приняла!» и видели бы вы взгляд ребёнка при этом.
Что происходит с родителем пока формируется его чадо? Сначало всё кажется смешным, милым и беззаботным, это же так смешно видеть как ребёнок протестует! Такой маленький, а с характером! Лидер!
Потом начинаются уговоры поесть, учится, выполнить любое действие, зачастую переговоры переходят в манипуляции и торгово-рыночные отношения между родителями и детьми.
Дальше ребёнок уже не кажется таким милым, он становится выше мамы, при этом запросы тоже выросли- денег дай, компьютер мощный купи, кроссовки от известного бренда за всю зарплату подари, еду из ресторана закажи, домашнее есть не буду, при этом ребёнок не может вымыть за собой кружку, а родители оказывается уже на помощь рассчитывают, взрослый же! О каком порядке и обязанностях может идти речь если до этого ребёнок ничего не делал?
Ко всему добавляется общая неуспеваемость ребёнка, давление со стороны школы, директора и тут случается взрыв у родителей.
И всё что накопилось за многие годы, вся своя неуверенность, бессилие, социальное давление и беспомощность родителя обрушивается на ребёнка-подростка, не уговорами, а как правило физически. Родитель не справляется с эмоциями, ему потом очень плохо, но на ситуацию он больше никак не может влиять, ему страшно.
А дальше начинается замкнутый круг- ребёнок, который не умеет договариваться и идти на компромисс действует исключительно назло родителю, начинается деструктивное и девиантное поведение (сделаю тату, побреюсь налысо, пойду курить, пить, не вернусь домой, отключу геолокацию и не буду брать трубку-это всё оно), а родитель в гневе начинает закручивать гайки еще сильнее, дома начинаются настоящие драки, но временами родитель сдаётся и вновь уходит в рыночные отношения (я тебе кроссовки, а ты сходишь в школу). А потом опять всё сначала.
И таких случаев, к сожалению, много в моей практике.
Самое страшное, когда приходит мама ребёнка плачет и рассказывает, как ребёнок на неё руку поднимает, какими словами называет и куда посылает. А неуправляемая, свободная личность сидит в моем кабинете, демонстративно закатывает глаза, нервно вздыхает и всеми способами показывает свою свободу, не имея ни малейшего представления как дальше жить будет, ведь из школы выгоняют. И перспектива быть дворником кажется ну невероятно смешной!
Представления у ребёнка радужные, есть мама, которая интернет оплатит, одежду купит и еду к компьютеру принесёт по первому зову, есть друзья, с которыми можно посмеяться за гаражами/в подъезде/в лучшем случае в Макдональдсе(Kfs и бургеркинг), жизнь удалась.
Вот только живем мы в России, где радужностью ну вот совсем не пахнет, где выбора до сих пор нет и надо уметь крутиться и понимать общество и законы, чтобы достичь успехов. В этом обществе, как и в любом другом важно понимать границы других, родители стерпят своего ребёнка любым, но остальные этого делать не станут, более того, могут и наказать, порой очень жестоко.
Одна молодая мама призналась недавно, что спасала своего сына из драки, толпа мальчишек бежала за мальчиком с кирпичом в руках и не в шутку. С тех пор она поняла, что лучше родители будут показывать границы, правила и причинно-следственную связь, в нужной дозировке, чем кто-то на улице выбьет мозг кирпичом. В семье появились четкие требования, правила и дисциплина, ребёнка учат быть самостоятельным, брать ответственность за себя, отвечать за свои слова и поступки, учат принимать удары жизни и защищать себя. И такая модель поведения мне более приятна, я считаю её более безопасной для ребёнка и более адаптивной.
Лучше ребёнку с детства усваивать законы жизни, понимать границы дозволенного, понимать, что в мире есть не только собственное мнение и желания, собственные потребности. Это лучше чем вырасти в идеальных условиях и уже взрослым столкнуться с реальностью, когда родители больше ничем помочь не могут и создавать идеальный мир вокруг взрослого человека тоже, больше не могут.
А теперь, я попрошу каждого родителя мысленно поставить своего ребёнка в реальную жизнь. И подумать, для чего нужны правила в жизни? Законы? Этикет? Для того чтобы ограничить свободу, создать послушных рабов? Ну вот честно!?
Прежде всего для безопасности человечества! Для Мира! Для отсутствия конфликтов.
Если все будут делать только то, что хочется, я даже представить не могу что будет.
Кто ездил в Индию знают как местные справляют нужду, прям там, где захотелось, посреди улицы. Вот это лишь малая часть того, что я могу представить.
Вот ситуации с нехочухами или «Я хочу, как я хочу!»
1. Езжу за рулем так как мне хочется! Плевать хотела на правила.
2. Покупаю продукты по своим ценам!
3. Прохожу к врачу без очереди! Мне надо.
4. Плаваю в океане ночью!
5. Не собираюсь выплачивать долги/ипотеку/кредиты. При этом хочу то, то и то.
6. Употребляю алкоголь в любом количестве и в любом месте. Когда захочу!
И таких ситуаций можем представить много, которые приводят свободных личностей к более серьезным психологическим травмам. А может и к серьезным физическим.
Подведу итог моего размышления.
Я хочу сказать, что свобода-прекрасно, также как и доверительные отношения с ребёнком, настоящее яркое детство, но я прошу, сохраняйте реальность, оглянитесь по сторонам, мы живем в той же стране, что и наши родители, бабушки и дедушки , изменилось не много, так почему же мы убегаем от мудрости наших предков, почему считаем, что именно их методы воспитания калечат детскую душу? Почему не учитываем систему нашей страны и наш менталитет, в котором выросшему ребенку потом жить всю жизнь? Выйдя из квартиры, ребёнок попадает в реальный мир, далеко не совершенный, не безопасный и задача родителя сделать ему прививку в этот мир, укрепить нервную систему, подготовить к сложностям и научить защищаться.
Я не призываю сейчас родителей надеть ежовые рукавицы и забыть про доверительные отношения, можно выбрать золотую середину:
-Когда родитель друг, очень чуткий и внимательный, но он четко проявляет свои границы, чувства и желания.
-Когда он доверяет ребёнку делать выбор, но из своего выбора.
-Когда разрешает чувствам быть, при этом объясняет как эти чувства выглядят со стороны и что они значат. Развивает эмоциональный интеллект и учит ребёнка видеть эмоции окружающих.
-Когда даёт ребёнку возможность преодолеть самостоятельно трудность, в той же системе.
На этом я остановлюсь и дам возможность насладиться своими мыслями на эту тему. Своими размышлениями. Я знаю, несогласных и возмущённых будет много, это вполне ожидаемо. Но вдруг, после моих слов у кого-то произойдёт инсайд и пойдут качественные изменения в жизни семьи и в развитии ребёнка. Вдруг именно эта информация кому-то сейчас очень нужна и важна!
И я буду рада поддержать родителей и пообщаться с ними, я буду рада поддержать каждого ребёнка, которому нужна эта поддержка!
Не стесняйтесь, ! Отвечу абсолютно всем!
Автор статьи