Задержка психического развития
Задержка психического развития
Что такое задержка психического развития у ребенка?
В самом общем виде сущность задержки психического развития (ЗПР) состоит в следующем: созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит НЕРАВНОМЕРНО и в ЗАМЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ, отставая от условно-возрастной номы на 1,5-2 года. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.
Очень важно, когда родители, специалисты, работающие с данным ребёнком видят не только, а главное НЕ СТОЛЬКО ограничения в развитии ребёнка, насколько правильно (грамотно) понимают потенциальные возможности ( зону ближайшего развития) маленького ЧЕЛОВЕКА.
Дети с задержкой психического развития при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, адекватной медицинской помощи УСПЕШНО преодолевают свой дефект, выравниваются и способноы продолжить обучение в условиях общеобразовательной школы! (утверждаем из опыта работы). Задержка психического развития носит относительно временный характер.
Дети с ЗПР уже более тридцати лет углублённо изучаются специалистами : медиками, психологами, педагогами (Власов Т.А., Певзнер М.С., Лубовский В.И., Лебединская К.С., Артемьева Т.П. и др.). В результате клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура данного дефекта, его симптоматика, этиологи; выявлено, что ЗПР - неоднородный феномен, различающийся и по степени и по характеру отклонений. Рассматривая вопрос о временном характере задержки психического развития, необходимо иметь в виду не столько неполную сформированность функции до уровня условно-возрастной нормы, сколько практическое развитие такой функции в пределах, которые позволят индивидууму, имевшему в детстве отклонения в развитии, достичь необходимой степени социальной адаптации, такой же, какая достигается лицами, не имеющими нарушений в развитии.
Существует несколько классификаций задержки психического развития. Для того, чтобы вы, родители, смогли самостоятельно отличить хотя бы на первых этапах развития ребёнка и предпринять правильные, адекватные шаги, направленные на качественное психофизическое развитие вашего ребёнка, мы , в доступной форме. коротко, попытаемся описать разные состояния, которые могут быть при задержке психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) конституционального генеза
Задержка психического развития с данным типом это состояние развития определяется наследственной, семейной конституцией: генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития. Даже слабые внутриутробные обменно-трофические расстройства (нарушения питания плода) или заболевания первых лет жизни ведут к заметному нарушению темпа созревания мозговых структур. У детей с данным типом, задержка психологического развития отличается гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики. У детей этой группы наблюдается значительное несоответствие психического развития ребёнка его паспортному возрасту. Незрелость психического облика детей этой группы проявляется в несформированности эмоциональной волевой сферы при относительно сохранной познавательной деятельностью. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации, а преимущественно игровая деятельность не позволяет ребёнку получать необходимый багаж знаний. При правильно организованной педагогической деятельности, развитии эмоционально-волевой сферы прогноз психофизического развития очень благоприятный. Такие дети ( при систематической работе с ними) " выравниваются" к 3-4 классу.
Задержка психического развития соматогенного генеза
Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка психического развития - следствие перенесённых в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии, диспепсии, дистрофии, стойкая астения, дизентерии и др. Длительные, тяжело протекающие, частые хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, но в силу своей истощаемости , рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе приобретения знаний. Часто дети капризничают, быстро утомляются, из-за боязни ответить неверно им легче сказать "не знаю", "не буду", "не умею". Нерезко выраженные астенические симптомы, в виде головных болей, повышенной утомляемости, снижения работоспособности, приводят к нарушению внимания, снижению памяти и, как следствие, приводят ребёнка в разряд стойко неуспевающих. Дети с соматической ЗПР нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи.
Задержка психического развития (ЗПР) психогенного генеза
Дети этой группы имеют хорошее физическое развитие, функционально-полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором- неблагоприятными условиями воспитания.
Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие и обделённость социальной среды и контактов, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребёнка: снижению интеллектуальной мотивации, поверхности эмоций, шаблонности, несамостоятельности поведения, инфантильности установок и отношений.
В асоциально-попустительской семье ребёнок растёт в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим поведением стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, что способствует накоплению и закреплению черт психофизического инфантилизма в аффективно-неустойчивой возбудимой форме.
В авторитарно-конфликтной семье ребёнок постоянно заряжается агрессией, как доминантной формой взаимоотношений, подавление и наказание - основная форма родительского воздействия. Психика ребёнка постоянно травмируется, в ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности.Так формируется психический инфантилизм по астеническому, тормозному типу. Если ребёнок будет жить в нормальных условиях, то прогноз развития очень благоприятный.
Задержка психологического развития церебрально-органического генеза
Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким (по сравнению с предыдущими типами) локальным поражением мозговых структур, в первую очередь, недоразвитием лобных и диэнцефально-лобных систем коры больших полушарий головного мозга. Причинами данного состояния могут быть: патология беременности (токсикоз, перенесённый вирусный грипп, малярия, гепатит, брюшной тиф, алкоголизм, наркомания); родовые патологии; тяжёлые заболевания на первом году жизни (нейроинфекция. тяжёлые инфекционные заболевания) и др.
У всех детей данной группы отмечаются явления церебральной астении (повышенная утомляемость. непереносимость дискомфорта духоты, жары, езды на транспорте; снижение работоспособности; слабая концентрация внимания, снижение памяти, нарушения / несформированность мыслительных процессов). У данной группы детей состояние психической незрелости сочетается со стойким недоразвитием психической деятельности. При систематической, компетентной коррекционно-развивающей помощи, на фоне медикаментозного лечения прогноз бывает благоприятным. Результат психолого-медико-педагогического воздействия зависит от времени обращения за квалифицированной помощью. Чем раньше родители начнут помогать ребёнку, тем лучше прогноз.
Таким образом, мы видим, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта.
Вместе с тем, для этой категории детей характерны типичные тенденции развития: незрелость эмоционально -волевой сферы, дезадаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень понавательной деятельности.
Не переживайте, выход есть всегда! Опытные специалисты нашего центра развития помогут Вам в решении Вашей проблемы!
Остались вопросы?
Запишитесь на консультацию, позвонив по телефону