Задержка психического развития

задержка психологического развития, зпр

Задержка психического развития

  Что такое задержка психического развития у ребенка? 

  В самом общем виде сущность задержки психического развития (ЗПР) состоит в следующем: созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит НЕРАВНОМЕРНО  и в ЗАМЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ, отставая от условно-возрастной номы на 1,5-2 года. Ограничения психических и познавательных  возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.

    Очень важно, когда  родители, специалисты, работающие с данным ребёнком видят не только, а главное НЕ СТОЛЬКО  ограничения в развитии ребёнка, насколько  правильно (грамотно) понимают потенциальные возможности  ( зону ближайшего развития) маленького ЧЕЛОВЕКА.

  Дети с задержкой психического развития при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, адекватной медицинской помощи  УСПЕШНО  преодолевают свой дефект, выравниваются и способноы продолжить обучение в условиях общеобразовательной школы!  (утверждаем из опыта работы). Задержка психического развития носит относительно временный характер.

  Дети с ЗПР уже более тридцати лет углублённо изучаются специалистами :  медиками, психологами, педагогами (Власов Т.А., Певзнер М.С., Лубовский В.И., Лебединская К.С., Артемьева Т.П. и др.).  В результате клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура данного дефекта, его симптоматика, этиологи; выявлено, что ЗПР - неоднородный феномен, различающийся и по степени и по характеру отклонений. Рассматривая вопрос о временном характере задержки психического развития, необходимо иметь в виду не столько неполную сформированность функции  до уровня условно-возрастной нормы, сколько практическое  развитие такой функции в пределах, которые позволят индивидууму, имевшему в детстве отклонения  в развитии, достичь необходимой степени социальной адаптации, такой же, какая достигается лицами, не имеющими нарушений в развитии.

   Существует несколько классификаций задержки психического развития. Для того, чтобы вы, родители, смогли самостоятельно   отличить хотя бы на первых этапах развития ребёнка и предпринять правильные, адекватные шаги, направленные на качественное психофизическое развитие  вашего ребёнка, мы , в доступной форме. коротко, попытаемся описать разные состояния, которые могут быть  при задержке психического развития.

     Задержка психического развития (ЗПР) конституционального генеза

  Задержка психического развития с данным типом это состояние развития определяется наследственной, семейной конституцией: генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития. Даже слабые внутриутробные обменно-трофические расстройства (нарушения питания плода) или заболевания первых лет жизни ведут к заметному нарушению темпа созревания мозговых структур. У детей с данным типом, задержка психологического развития отличается гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики. У детей этой группы наблюдается значительное несоответствие психического развития ребёнка его паспортному возрасту. Незрелость психического облика детей этой группы проявляется в несформированности эмоциональной волевой сферы при относительно сохранной познавательной деятельностью.  Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации, а преимущественно игровая деятельность не позволяет ребёнку получать необходимый багаж знаний. При правильно организованной педагогической деятельности, развитии эмоционально-волевой сферы прогноз психофизического развития очень благоприятный. Такие дети ( при систематической работе с ними) " выравниваются" к 3-4 классу.

    Задержка психического развития соматогенного генеза

  Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка психического развития - следствие перенесённых в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии, диспепсии, дистрофии, стойкая астения, дизентерии и др. Длительные, тяжело протекающие, частые хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, но в силу своей истощаемости , рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе приобретения знаний. Часто дети капризничают, быстро утомляются, из-за боязни ответить неверно им легче сказать "не знаю", "не буду", "не умею".  Нерезко выраженные астенические симптомы, в виде головных болей, повышенной утомляемости, снижения работоспособности, приводят к нарушению внимания, снижению памяти и, как следствие, приводят ребёнка в разряд стойко неуспевающих. Дети с соматической ЗПР нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи.

    Задержка психического развития (ЗПР) психогенного генеза

   Дети этой группы имеют хорошее физическое развитие, функционально-полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором- неблагоприятными условиями воспитания.

 Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие и обделённость социальной среды и контактов, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребёнка: снижению интеллектуальной мотивации, поверхности эмоций, шаблонности, несамостоятельности поведения, инфантильности установок и отношений.

  В асоциально-попустительской семье ребёнок растёт в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим поведением стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, что способствует  накоплению и закреплению черт психофизического инфантилизма в аффективно-неустойчивой возбудимой форме.

   В авторитарно-конфликтной семье ребёнок постоянно заряжается агрессией, как доминантной формой взаимоотношений, подавление и наказание - основная форма родительского воздействия. Психика ребёнка постоянно травмируется, в ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности.Так формируется психический инфантилизм по астеническому, тормозному типу.  Если ребёнок будет жить в нормальных условиях, то прогноз развития очень благоприятный.

   Задержка психологического развития церебрально-органического генеза

   Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким (по сравнению с предыдущими типами) локальным поражением мозговых структур, в первую очередь, недоразвитием лобных и диэнцефально-лобных систем  коры больших полушарий головного мозга. Причинами данного состояния могут быть: патология беременности (токсикоз, перенесённый вирусный грипп, малярия, гепатит, брюшной тиф, алкоголизм, наркомания); родовые патологии; тяжёлые заболевания на первом году жизни (нейроинфекция. тяжёлые инфекционные заболевания) и др.

  У всех детей данной группы отмечаются  явления церебральной астении (повышенная утомляемость. непереносимость дискомфорта духоты, жары, езды на транспорте; снижение работоспособности; слабая концентрация внимания, снижение памяти, нарушения / несформированность мыслительных процессов). У данной группы детей состояние психической незрелости сочетается со стойким недоразвитием психической деятельности. При систематической, компетентной коррекционно-развивающей помощи, на фоне медикаментозного лечения прогноз бывает благоприятным.  Результат психолого-медико-педагогического воздействия зависит от времени обращения за квалифицированной помощью. Чем раньше родители начнут помогать ребёнку, тем лучше прогноз.

  Таким образом, мы видим, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта.

   Вместе с тем, для этой категории детей характерны типичные тенденции развития: незрелость эмоционально -волевой сферы, дезадаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень понавательной деятельности. 

   Не переживайте, выход есть всегда! Опытные специалисты нашего  центра развития помогут Вам  в решении Вашей проблемы! 

Остались вопросы?

Запишитесь на консультацию, позвонив по телефону 

 

Читайте также:

Психологические особенности дошкольников. Развитие способностей дошкольников
Школа развития подготовка к школе
Что такое общее недоразвитие речи
Что такое логоневроз (заикание) и как помочь при заикании
Коммуникативные нарушения
Коррекционно-развивающие занятия с детьми
Занятия с логопедом для детей
Репетитор по математике
Репетитор по русскому языку
Подготовка дошкольников к школе
Развитие речи дошкольников

Наверх