Что такое общее недоразвитие речи (дети с тяжелыми нарушениями речи)
Что такое общее недоразвитие речи
Под общим недоразвитием речи (дети с тяжелыми нарушениями речи) в логопедии понимается такая форма речевых нарушений, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексического состава, грамматического строя речи).
Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии, заикании и др. нарушениях.
Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.
При устранении речевых нарушений используются понятия: логопедическое воздействие, коррекция, компенсация, развитие, «обучение», «воспитание», «коррекционно-развивающее обучение» и др.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением.
Дети с тяжелыми нарушениями речи и некоторые виды речевых нарушений:
Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (нарушение тголоса, нарушение фонации, вокальные нарушения).
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Логоневроз – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата.
Дислалаия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Алалаия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Итак, общее недоразвитие речи (дети с тяжелыми нарушениями речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторон при нормальном слухе и интеллекте. |
В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребёнка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня:
Общее недоразвитие I уровня;
Общее недоразвитие II уровня;
Общее недоразвитие III уровня.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - I,II, III уровня
Дети с тяжелыми нарушениями речи I уровня. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимики.
Дети с тяжелыми нарушениями речи II уровня. Речевая активность ребёнка возрастает. Общение осуществляется посредством искажённого и ограниченного запаса общеупотребляемых слов. На этом уровне возможно использование местоимений, простых предлогов. Дети могут ответить на вопросы, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. Пользуются простыми предложениями, состоящими из 3-4 слов. Словарный запас значительно отстаёт от условно-возрастной нормы. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. (книга лежит на столе – «кига идит то»). Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. («дупа» - рука, «пат ника» - пять книг , «клубника» - кукика)
Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков («Сяпоги», «сюба», «сяйник», «сяпля»). У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Воздействие на ребёнка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.
Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребёнка.
Остались вопросы?
Запишитесь на консультацию, позвонив по телефону